Остановить эпидемию COVID-19 за месяц – пока что выполнимая задача. Нужны политическая воля органов власти, принятие быстрых и адекватных ситуации решений, осознанное поведение каждого из нас. О том, как власть борется с эпидемией, читайте здесь.
Что требуется от власти?
Объявление чрезвычайной ситуации со всеми ее приблудами. Главное – работа на результат, то есть снижение числа новых случаев заболеваний. Для этого нужно ограничить контакты больных, пока еще больных, и здоровых людей – ударить по путям передачи инфекции.
Усилия власти здесь должны направляться не только на составление рекомендаций по дезинфекции смартфонов и помещений детских учреждений. С первым справятся граждане, а второе, в общем-то, должно проводиться в текущем режиме.
Ограничить передвижения
Между странами
На три недели следует закрыть границы, прекратить авиа- и железнодорожное сообщение со всеми странами. Это – для граждан с очень небольшими ограничениями. Закрытие границ не должно распространяться на логистику, на перевозку товаров, сырья и хозяйственных грузов.
Внутри страны
Запретить поездки внутри страны между регионами без достаточных оснований – на тот же срок. Особенно – деловые командировки.
Внутри населенных пунктов
На три недели согласиться с введением «комендантского часа» — улицы и транспорт должны быть полупустыми и пустыми.
Сознательно снизить деловую и учебную активность
- по возможности обязать руководителей организаций и учебных заведений организовать работу сотрудников и учащихся дистанционно;
- временно закрыть предприятия и организации, не имеющие возможность организовать дистанционную работу (за исключением тех, от которых зависят системы жизнеобеспечения), отправить сотрудников в ОПЛАЧИВАЕМЫЙ отпуск;
- закрыть детские дошкольные учреждения, организовать группы круглосуточного пребывания детей;
- организовать систему бесплатной доставки* минимально достаточного (на три недели) и утвержденного набора продуктов и воды;
- организовать бесплатную доставку* медикаментов по заявкам граждан;
*) бесплатную доставку обеспечить силами магазинов и аптек, имеющих или организовавших службы доставки,
**) в случае отсутствия служб доставки организовать систему сбора заявок (телефон, Интернет) и обеспечивать ее силами обученных сотрудников Росгвардии, занимающихся патрулированием улиц и контролем выполнения установленного режима ЧС.
Запретить проведение массовых мероприятий
- определить критерий «массовости», например, ограничив число участников количеством не более 100 человек;
- запретить очное проведение совещаний, семинаров, конференций и т.п., предполагающих необходимость участия специалистов из других муниципальных образований;
- закрыть культурно-развлекательные центры, в том числе ночного пребывания;
- запретить проведение мероприятий (спортивные соревнования, концерты и фестивали), особенно предполагающих участие пожилых людей (поминки, собрания ветеранских организаций);
- рекомендовать религиозным конфессиям отказаться от проведения служб и обрядов сроком на месяц.
Организовать противоэпидемическую работу медицинских служб
Эти мероприятия мы рассмотрим в следующем посте.
Координация: межведомственная, межсекторная, внутриведомственная
Очевидно, что обозначенные мероприятия имеют смысл, когда начинаются и проводятся ОДНОМОМЕНТНО и не должны растягиваться во времени.
Для этого необходимо организовать работу координирующих органов, учитывающих специфику отдельных регионов. Таким координирующим органом в регионах традиционно принято считать СПЭК (санитарно-противоэпидемическая комиссия).
СПЭК при правительстве регионов состоит из руководителей ведомств, привычно заседающих в множестве комиссий. Для работы в условиях чрезвычайной ситуации эта модель является неповоротливой и заскорузлой.
На личном опыте организации работы по противодействию в Пензенской области эпидемии ВИЧ-инфекции могу заявить: СПЭК в существующем виде не способны оперативно и гибко планировать, принимать, а затем и реализовывать принятые ей же управленческие решения.
Какой должна быть межведомственная координация?
Идеальной моделью организации работы СПЭК является двухпалатный состав комиссии. Первая «палата» — рабочая группа из экспертов всех ведомств и представителей гражданского общества. Эксперты должны быть безусловными авторитетами для лиц, принимающих решения.
Вторая «палата» — руководители ведомств (они же – члены правительства). Их задача – придавать законную силу рекомендациям экспертов.
На основании личного опыта могу сказать, что созданию и работе такой модели, созданной для противодействия ВИЧ-инфекции в форме Межведомственного совета, препятствовала позиция министерства здравоохранения региона.
Причины простые: стремление единолично распределять и контролировать немногие ресурсы, выделяемые на противодействие ВИЧ, а также традиционное пренебрежение к мнению экспертов, мировому опыту и уверенность в собственной безнаказанности за провальные результаты работы. И, конечно же, одна из основных причин – твердолобое утверждение о том, что эпидемии ВИЧ-инфекции в стране нет.
Что требуется от людей?
От людей необходимо немногое:
- дисциплина и выполнение принятых правил поведения в условиях эпидемии и ЧС;
- подготовка к условиям вынужденной самоизоляции в условиях ЧС;
- добросовестное выполнение предписаний специалистов в случаях выявления заболеваний, клиника которых напоминает COVID-19;
- своевременное и достоверное предоставление данных о контактных с заболевшим и о месте их нахождения, эпидемиологическим и медицинским службам;
- обращение за медицинской помощью по другим поводам (вызов врача и скорой помощи) исключительно в случаях острой необходимости;
- не злоупотреблять услугами по доставке продуктов, дезинфектантов;
- отказаться от проведения религиозных обрядов, посещения церкви (припадание к мощам святых может только увеличить риски распространения заболевания);
- минимизировать посещение развлекательных мероприятий, забыть на время о таких радостях, как «пойти в гости», отпраздновать юбилей – следующего юбилея может и не быть.
В заключение:
- Эпидемия COVID-19 станет индикатором «эффективности» проведенной «оптимизации» здравоохранения и пенсионного геноцида. Она поставит заслуженную оценку решениям руководства государства.
- Понятно одно: действовать нужно быстро и решительно, не обращая внимания на утверждения «специалистов» о том, что в стране нет эпидемии. Когда придет время ее объявлять, будет поздно. Не удастся избежать огромных материальных и людских потерь.
- Пока же, даже если государство не предпримет мер по остановке эпидемии, руководствуясь боязнью потерять прибыль, делайте то, что зависит от вас.
- Только так вы сможете защитить себя и своих близких.
Автор статьи: Олейник Сергей Викторович, врач-эпидемиолог, организатор здравоохранения.
- Резюме — https://docs.google.com/document/d/1S5W9Eokf9k0a8gCssuPxxny—3LYM6wnOh0EqwBoMhw/edit?usp=sharing
- Электронная почта:
- Страница ВК: https://vk.com/id432737701
- Блог ЖЖ: https://aidsexpert.livejournal.com/
- Твиттер-аккаунт: https://twitter.com/aidsexpert
- Канал на Яндекс Дзен: «О ВИЧ-инфекции популярно» — https://zen.yandex.ru/id/5a5622b3c5feafc44d9930ff
Объявление пандемии способно замедлить рост мировой экономики до уровня, близкого к 1%, полагает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Как для развивающихся, так и для некоторых развитых стран давление может стать драйвером перехода их экономик в состояние рецессии, подчеркнул он. На фоне ситуации с COVID-19 рост российского ВВП в этом году может составить 1,5-1,7% против прогнозируемых 2%, считает замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.