Медицинский копирайтинг — одно из направлений копирайтинга — сравнительно новой удаленной профессии. Работа медицинского копирайтера заключается в написании текстов на медицинскую тематику.
В августе я запустил опрос в Твиттере, не претендуя на статистическую непогрешимость. Результаты: 100% россиян, не имеющих отношения к медицине, в случае заболевания начинают лечение с поиска информации в сети Интернет. Полученные знания расширяют кругозор, позволяют «контролировать» назначения врача и блеснуть эрудицией. Приятно, наверное, со знанием дела комментировать ход лечения в кругу близких и знакомых. Например, подобными выражениями: «Не так он лечит. В интернете предлагают другие лекарства…».
Намного хуже, когда интернет для больного полностью заменяет врача. В этом случае большой удачей будет хотя бы отсутствие вреда от рекомендаций виртуального специалиста. На его действия ни в минздрав, ни в росздравнадзор не пожалуешься, в суд не обратишься.
К сожалению, сама система здравоохранения толкает больного к «лечению в сети», что не всегда отличается от самолечения. В целом ряде регионов, вследствие «оптимизационных» процессов, функции медицинских работников начинают выполнять сотрудники медорганизаций, не имеющие медицинского образования. А обязанности врачей – специалисты со средним медицинским образованием.
Болеют и требуют лечения все – это аксиома. В сети Интернет огромное количество ресурсов, так или иначе имеющих отношение к здоровью. Это тематические (информационные) и коммерческие сайты, продвигающих свои товары или услуги. Информационные сайты существуют за счет рекламы товаров коммерческих предприятий и организаций.
Потенциальных больных-покупателей засасывает в воронку продаж реклама в сети. Лучше всего она работает (увеличивает объемы продаваемой продукции), когда звучит от имени авторитетных специалистов. Авторитетов и светил на все ресурсы в сети Интернет не хватает. Тогда на помощь им приходят копирайтеры – представители модной ныне интернет-профессии.
Задача копирайтера – увеличить конверсию сайта с помощью текстов: заставить больного-покупателя задержаться на сайте и совершить целевое действие: перейти по ссылке, задать вопрос, оставить свои контактные данные или просто совершить покупку — здесь и сейчас.
Заставить больного читать длинный и нудный специальный текст-простыню, даже содержащий достоверную информацию – задача сложная. Удержать клиента на сайте за 60-70 среднестатистических секунд – это искусство, которым грамотные копирайтеры хорошо владеют. Если существует дефицит в достоверной информации — на уши пациентов «вешают лапшу».
Копирайтеры создают уникальные и читабельные тексты на основе многочисленных источников информации в сети, которым владельцы сайтов радуются как дети. Для владельца сайта хороший копирайтер – это находка. Он создает продающие тексты, работает с рассылками, пишет тексты «на главную» и «о нас», словом, совершает действия, повышающие спрос на товары или услуги и увеличивающие объемы продаж. Не важно: товаров или услуг.
Спрос на медицинский копирайтинг увеличивается. Он опережает предложение, что приводит к ухудшению качества контента. Мне, как врачу и копирайтеру одновременно, бывает непонятно, когда люди, не имеющие медицинского образования, с легкостью берутся за написание сложных медицинских текстов «про какие-то там лабораторные анализы». Мне бывает страшно: иные тексты публикуются на сайтах – они реально могут стоить кому-то здоровья и жизни, когда информацию превращают в дезинформацию.
«Мы все умрём, сомнений в этом нет.
Но хочется покинуть этот свет,
Девятый разменяв десяток,
А не от глупых в Интернете опечаток!»
Выходов из этой ситуации не так уж много. Добросовестный владелец интернет-ресурса будет пользоваться или услугами копирайтера-специалиста, или наймет редактора-специалиста, который не допустит появления на сайте текстов с опасным для здоровья содержанием.
Последний вариант – большая редкость, поскольку предполагает владение специалистом-врачом навыками редактора. Еще большая редкость – владение таким специалистом профессиональными знаниями копирайтера.
Моя жена (тоже врач), до моего обучения профессии копирайтера, искренне удивлялась интернет-«шедеврам», в которых с первого абзаца людей начинают запугивать смертельной опасностью элементарного ушиба, полагая, что это заставит посетителя сайта прочитать статью до конца. Триггер страха перестает работать, когда человек интуитивно чувствует недоверие к написанному — на основе собственного жизненного опыта.
Копирайтер-специалист способен создать читабельные и интересные тексты на основе сухой специальной научной информации. Редактор, не являющийся специалистом, способен ухудшить качество любого текста медицинскими клишированными фразами, снизить его уникальность и увеличить академическую тошнотность.
Грамотный и ответственный копирайтер никогда не возьмется за текст по теме, которую он плохо знает или не способен в ней разобраться. Тем более, если контент может принести вред. У копирайтеров есть свой этический кодекс.
В условиях неудержимого развития российского здравоохранения по «африканскому сценарию» (оценка не моя) введение ответственности владельцев интернет-ресурсов за качество контента сдерживается лишь отсутствием интереса государства к теме здоровья граждан. Дезинформация в сети – это же не экстремизм?
Ситуация может измениться очень быстро – достаточно всего нескольких резонансных случаев. И прецеденты уже есть – начало противодействия бурной деятельности в сети так называемых ВИЧ-диссидентов, убивающих себя, своих и посторонних людей детей невежеством, распространяемым в сети.
В России есть примеры профессиональной работы тематических сайтов, которым можно следовать и руководителям других интернет-ресурсов. Лучшим примером могу назвать сотрудничество с сайтом https://sustav.med-ru.net.
Как копирайтер, отмечу отлично организованную работу «по запросам» людей в поисковых системах, ориентацию на боли клиента, на его потребности и проблемы, решение которых он ищет в поисковых выдачах. Вне конкуренции – работа редактора с авторами на основе анализа ключевых слов, использования онлайн-сервисов, высоких требований к уникальности текстов.
Как врач и, в недалеком прошлом, организатор здравоохранения, должен высоко оценить принципиальную позицию по подбору авторов – они должны быть специалистами, а значит, следовать основному врачебному принципу – «не навреди!». И, безусловно, систему стимулирования за качественную работу.
Дефицит хороших текстов – проблема не только интернет-ресурсов, но и самой системы здравоохранения. Для профилактического направления работы это особенно актуально. Тексты на сайтах и в печатных СМИ пишут медицинские работники, не имеющие ни малейшего представления о текстовом дизайне и правилах создания информационных текстов. Этому в институтах не учат.
Привлечение к информационной работе пресс-секретарей из журналистской среды требует постоянного взаимодействия со специалистами, готовности к этому взаимодействию обеих сторон и времени. Да и информация «от шефа» не всегда достоверна.
Худшее воздействие на качество профилактической работы оказывает стремление региональных министерств здравоохранения заорганизовать и взять под контроль информационную деятельность медицинских организаций, свести эту работу к копированию безграмотных и непрофессионально подготовленных пресс-релизов.
Желание чиновников от здравоохранения всё контролировать убивает на корню инициативу специалистов и придает информационной работе имитационный характер. При таком подходе к профилактике и информационной деятельности медицинских организаций сама идея обучения специалистов основам копирайтинга для улучшения качества профилактической работы становится утопической.
Очень просто — развивать кругозор с помощью сети Интернет. За время работы с сайтом https://sustav.med-ru.net я, вероятно, стал лучшим специалистом в области травм локтевого сустава, изучил разные информационные источники о методах терапии, включая народную медицину. Причина банальна: у меня начали вдруг болеть локтевые суставы. Я связал это с нестандартными нагрузками: традиционный «бытовой бодибилдинг» с гантелями по времени совпал с ремонтом — штукатуркой потолка и необходимостью работы с перфоратором.
Клинических улучшений не было, даже легкое касание локтем дверного косяка вызывало очень неприятную боль. Появились мысли о необходимости обращения к неврологу. Интернет гарантировал лишь более или менее скорую инвалидность и смерть в тяжких судорогах. Если не мазать локти «Нурофеном». Но тут раздался телефонный звонок.
Звонил старый знакомый, бизнесмен и издатель – посоветоваться по медицинскому вопросу. Выяснилось, что в течение нескольких лет он жестоко страдал от боли в суставах. В свои пятьдесят с небольшим лет готовился стать инвалидом. А помогла ему методика, одной из составных частей которой было изменение характера питания. В частности – исключение из рациона молока и сыра, продуктов, содержащих кальций. Существует мнение, что при болезнях костной системы кальций просто необходим!
Инсайд! Изощренный мозг эпидемиолога включил особенности профессионального мышления. Несложный расчет по времени показал, что параллельно с нетипичными физическими нагрузками, в питании моей семьи произошли серьезные изменения. Дело в том, что жена начала готовить сыр из деревенского молока. Поедали мы его с огромным удовольствием, в разных видах и в больших количествах.
Изменение в рационе (лекарственные препараты я не принимал и раньше, каюсь) привело к поразительным результатам. Боли ушли в течение месяца. К сожалению, подобных рекомендаций в море изученных информационных материалов я нигде не встречал. Как, наверное, и другие копирайтеры, пишущие на тему травматологии и ревматологии.
Очень сомневаюсь, что кто-то из врачей в поликлинике, собирая анамнез, задал бы вопрос об изменениях в характере питания. Скорее всего, ограничились бы лишь полученными сведениями об увеличившихся физических нагрузках. А, может быть, и нет.
Одно знаю точно: навыками копирайтинга заменить клиническое мышление невозможно. Эпидемиологическое – тоже. Но знание основ копирайтинга точно пойдет на пользу врачам всех медицинских специальностей.
Вам нужны копирайтеры, пишущие на темы социально значимых болезней? Заходите в раздел Меню сайта «Наши предложения«!
Злобные недруги склонны утверждать, что любовь к халяве – национальная черта всех россиян. Думаю, что не только россиян. Да и…
Российские СМИ сообщили, что Министерство строительства и ЖКХ опубликовало некоторые результаты реализации национального проекта «Жилье и городская среда» по данным…
Среди причин низкой рождаемости в стране – квартирный вопрос. С одной стороны, молодым может не хватать денег на покупку своего…
Россию увлекла и понесла эпидемия борьбы со снюсами. Эпидемия именно борьбы, потому что снюсы появились в торговой сети довольно давно.…
Статьи по проблеме ВИЧ-инфекции, начали вызывать отклики. Почему-то особенно часто, когда в них говорится о профилактике ВИЧ-инфекции и написаны они…
В каком месте фразы «осуждать нельзя жалеть» поставили бы запятую лично вы? Не секрет, что к больным ВИЧ-инфекцией люди относятся,…