Отвык я от такого явления: запрос журналиста на получение информации. Поэтому вчерашнему звонку удивился – журналисты все больше работают по пресс-релизам. А когда услышал вопрос – всё стало ясно. Есть вопросы, на которые получить ответы в государственной медицинской организации журналист не может в принципе.
Особенности работы с информацией в госструктурах
Да и вообще информацию получить в госструктуре – сложное дело. Любой специалист в интервью журналисту ведет себя так, будто его арестовали на месте преступления. И, как рецидивист, он знает: любое слово может быть использовано против него самого.
Поэтому руководители учреждений здравоохранения журналистов обычно посылают. Нет, не подумайте превратно: в пресс-службу регионального минздрава. Или отдают на растерзание журналисту своих заместителей или заведующих отделениями. Чтобы, в случае чего, оказаться «не при делах». Мол, хоть рядом стоял, но ничего не видел. Рядовой врач без ведома вышестоящего руководителя вообще рта открыть не имеет права. Вот такая свобода слова и дискуссий.
А получить ответы на вопросы обычному среднестатистическому гражданину можно только написав жалобу. Но ответ — через минздрав региона.
На вопрос, который мне задал журналист, получить ответ от специалиста государственного здравоохранения невозможно. Поэтому, видимо, обратился он ко мне по старой памяти, или надоумил кто. Что с меня возьмешь, с беспартийного анархиста?
Губернатор удивился? Объясните губернатору!
Оказывается, наш губернатор, И.Белозерцев, в очередной раз на планерке удивился. Тому, что сотрудники государственных организаций разных ведомств обследуются в частных, а не в государственных больницах. Если, например, сотрудники проходят периодические медицинские осмотры. Но, скорее всего, поводом для удивления был инцидент — авария со школьным автобусом. Которых, судя по информации, озвученной ГИБДДЮ произошло уже не мало.
Предрейсовый осмотр проходить надо? Значит, за его проведение придется платить деньги. Логика губернатора понятна: если платятся деньги из бюджета, то и вернуть их лучше в бюджет. Пусть другой, но государственной организации. Карман хоть и не свой, но костюмчик-то – общий!
Но, к слову сказать, и с обследованиями не всё губернатору будет понятно. Естественно, что его терзают смутные сомнения. Чем в частной медицинской организации медосмотры и анализы для руководителей госучреждений слаще, чем в государственных больницах?
Можно, конечно, сгоряча заявить, что все руководители, кто так поступает, жулики-коррупционеры. Но это не так или не совсем так.
Главные врачи, загнанные в рамки
Руководители честно радеют за государственную копейку. Они загнаны в рамки правил проведения государственных закупок – в соответствии с двумя Федеральными законами. Услугу по осмотрам или обследованиям предоставляют организации, выигравшие торги. Выигрывает тот, кто соглашается оказывать услугу по меньшей цене.
Если говорить об анализах, то у государственных медицинских организаций стоимость услуг всегда выше, чем у частных. И всему виной калькуляция стоимости услуги. При равных условиях (одинаковое оборудование или тест-системы) частные медицинские организации оказываются всегда в выигрыше – их услуги дешевле.
Тому есть вполне материальные причины: частная медицинская организация не имеет раздутого управленческого аппарата. Бухгалтеры, экономисты, и пр. «участвуют» в оказании платных услуг составлением табелей, графиков и тех же калькуляций. И, естественно, претендуют на справедливую оплату своего труда. Наравне с медицинскими работниками, которые выполняют исследования или проводят осмотры. В том числе – за составление калькуляции.
Получается странная картина: государственные медицинские организации готовы заработать на анализах и осмотрах. Но эту работу у них из-под носа уводят «частники». Поскольку предлагают меньшую стоимость услуги. Снижать стоимость для государственной организации означает работать «в минус». Потому что здесь на одного с сошкой – семеро с ложкой. Оптимизация. Безвыходное, патовое положение?
Est modus in rebus
Нет, как говорили древние латинисты «Est modus in rebus» — для всего есть способ. И врачи-лаборанты, которые работают с сошкой, и их непосредственные руководители, этот самый modus знают. Всего-то нужно не учитывать в калькуляции стоимости услуги заработную плату лаборантов. Как, скажете, они будут работать бесплатно?
Не будут, конечно. Лаборатории в нашем случае нуждаются в нагрузках, а за работу они и так получают заработную плату из бюджета. Нет нагрузки (количества исследований) – могут сократить персонал. В связи с несоответствием выполняемых объемов работ штатному расписанию. Оптимизация, куда деваться! Нагрузки-то у них, как мы уже упоминали, из-под носа увели «частники».
Получается, жадность бухгалтеров, экономистов и прочих главнюков, получающих свою долю от платных услуг, виновата? Опять мимо! Им-то какая разница, будет заложена в калькуляцию стоимость работы лабораторного персонала? Они получат зарплату от выполненных объемов и стоимости заключенных контрактов! И они рады снизить стоимость услуг! Вопрос для одаренных: кто им это не дает сделать? Куда дорожка ведёт?
Куда ты, дорожка, меня привела?
Ответ простой и неожиданный: в министерство здравоохранения. Оно и его руководители непоколебимо стоят на защите принципов рыночной экономики. Боятся ограничить конкуренцию на рынке медицинских услуг и обидеть «частника». Знаю это доподлинно: не раз выходили с таким предложением в МЗ ПО. И всегда получали «в обратку»отказ и нежелание даже рассматривать этот вопрос. Со стороны заместителя министра – госпожи Чижовой.
А губернатор недоумевает, морщит чело и теряется в догадках… Как мол, так: бюджет теряет деньги. Да еще с последствиями! Ведь на торги выставляются не только выполнение лабораторных исследований. Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей — тоже. Как эта проблема решается с «частниками» все руководители организаций, имеющих транспорт, но не имеющих в штате медсестер, знают хорошо. Платишь деньги и тебе проштамповывают журнал медосмотров. Все довольны и занимаются профанацией: «частники» зарабатывают за фиктивно выполненную работу, руководители небольших организаций избавляются от головной боли.
И только губернатор думает о безопасности перевозок учащихся, граждан и о наполняемости бюджета. Но нет у него подчиненных, способных разъяснить этот самый rebus.
Человек подозрительный может предположить, что чиновники, имеющие отношение к разрешительной системе в министерстве здравоохранения, опекают «частников»-соучастников не бескорыстно. Но мы-то знаем, что никто из них никакого интереса в околомедицинском бизнесе не имеет, совладельцем частных клиник не является.
Потеря качества при выигрыше темпа «освоения» бюджетных средств
Честно сказать, для меня в этой истории всегда была интересна проблема обеспечения качества оказываемых услуг частными медицинскими организациями. Особенно – в диагностике. Тут что еще важно? «Частник» выполняет, например, просто исследование в ИФА на ВИЧ. Причем делает это часто не в своей медицинской организации, а работая как пункт забора крови. Анализы может делать другая организация, даже находящаяся в другом городе (Саратов, Самара, С.-Петербург).
И в «заборном пункте» могут просто отдать бланк анализа на руки, не удосужившись объяснить человеку, что означают эти результаты. Это – реальные ситуации, иногда имеющие тяжелые последствия. Но почему-то, когда речь идет о «частниках», минздрав и росздрав все «спускали на тормозах». Не хотели печалить «частников»-соучастников ничем?
А Центр СПИД помимо исследования в ИФА выполняет еще и подтверждающие (референс) исследования, доводит человека до диагноза, проводит консультирование. Всё это удорожает стоимость анализа на ВИЧ. Ровно такая же история и с гепатитами. Вот так и делаются государственные медицинские организации неконкурентоспособными, а бюджетные деньги в бюджет не возвращаются.
Как вы думаете, сможет журналист получить такую информацию от заведующего лабораторией? Или от главного врача больницы, имеющей в своем составе диагностическую лабораторию?
Станут на себя клепать руководители, бесконечно благодарные «частникам» за избавление от головной боли? В связи с невозможностью выполнения законов, изначально «заточенных» под конкретные медицинские организации, а именно — наркологические больницы и отделения? И предполагающих не качественное выполнение оказываемых услуг, а лишь сбор денег? Понимая, что им придется столкнуться со своими начальниками, не имеющими интересов в «частных» медицинских центров, рыночниками, реформаторами и оптимизаторами? Как мы предполагаем.
Может быть, мы ошибаемся? Надо помочь губернатору. Ведь за последние годы (годы его губернаторства) негодяи совсем потеряли чувство меры, зато приобрели чувство полной безнаказанности. Жиреет карась, когда с щукой делится.