Информационная активность по ВИЧ увеличивается дважды в году

Основой профилактики ВИЧ-инфекции является информирование населения. Информационная работа проводится по вопросам эпидемической ситуации, путям передачи ВИЧ, возможностям лечения ВИЧ-инфекции. В Российской Федерации информационная активность специализированных медицинских организаций (Центров СПИД) увеличивается дважды в году. Дни борьбы со СПИДом и Памяти умерших от ВИЧ-инфекции – поводы для информационной активности и взаимодействия со средствами массовой информации.

Как Центры СПИД работают с журналистами?

Медицинские работники, как правило, взаимодействуют с журналистами на брифингах или пресс-конференциях. Непременным атрибутом этого взаимодействия является пресс-релиз. Его готовят и предоставляют возможным участникам до проведения мероприятия (общая информация о событии, анонс) и во время мероприятия (полный вариант пресс-релиза с подробным анализом по обсуждаемой теме).

Изданиям, которые не захотели или не смогли принять участие в мероприятии, пресс-релиз направляют электронной почтой. Пресс-релиз о состоявшемся событии размещают на сайте или направляют ведомствам и организациям по электронной почте. Таким образом журналисты получают возможность тиражировать актуальную информацию и делать ее доступной для населения.

Специалисты информационно-аналитического Центра  по профилактике социально значимых заболеваний провели анализ публикаций сайтов российских Центров СПИД. Работа проводилась в рамках  совместного проекта с Кафедрой «Гигиена, общественное здоровье и здравоохранение» Пензенского государственного университета.

Анализ проводился по следующим параметрам:

  • наличие анонса (пресс-релиза) на главной странице сайта;
  • наполнение пресс-релиза актуальной информацией (показатели заболеваемости, пораженности, охват «Д»-наблюдением и АРВТ, информация о показателях передачи ВИЧ от матери ребенку и смертности);
  • возможность оценить динамику ситуации по предоставленной информации.

Анализ полученных данных позволил установить:

Всемирные памятные даты в Российской Федерации в течение нескольких лет оказались в тени акций по тестированию населения. Хотя они и проводятся в рамках мероприятий в честь Всемирных дней борьбы со СПИДом и Памяти умерших от ВИЧ/СПИДа.

На главных страницах 23 сайтов из 86 (26,7%) были размещены анонсы Дня борьбы со СПИДом. На 26 сайтах (30%) были размещены анонсы акций по тестированию (вместе с анонсами и пресс-релизами Дня борьбы со СПИДом).

21 из 26 анонсов и пресс-релизов содержали скудную информацию по ситуации с ВИЧ-инфекцией на территориях регионов, без размещения минимального объема полезной для населения информации – 24,4% сайтов;

16 материалов из 26 содержали данные в абсолютных показателях или не подлежащие сравнительному анализу в динамике ни по региону, ни в сравнении с РФ (18,6%);

— лишь на главных страницах 5 сайтов размещена рубрика «Эпидситуация», что, в случае интереса у журналистов, может быть полезно для подготовки информационных материалов (5,8%);

— на 7 сайтах раздел об эпидситуации представлен очень достойно, но ее крайне тяжело найти (8,1%).

Выводы:

  1. В ходе анализа мы пришли к выводу, что самая плачевная ситуация с информационной работой складывается в Центрах СПИД, утративших свой статус самостоятельной медицинской организации.
  2. На наш взгляд, необходимое внимание информированию населения и работе со средствами массовой информации уделяют, и лучше остальных справляются с этой работой, Центры СПИД Сахалинской, Тамбовской и Ярославской областей.
  3. В России формируется неблагоприятная тенденция подмены разносторонней профилактической активности Центров СПИД акциями по тестированию населения на ВИЧ.
  4. При повышенном внимании, уделяемом тестированию, результаты акции не анализируются, данные об их эффективности не приводятся. К немногим исключениям относится Центр СПИД Ханты-Мансийского АО. Специалисты озвучили, что в результате обследования около 8000 человек положительный результат на ВИЧ был обнаружен у 51 жителя округа (0,6%).
  5. В условиях отсутствия доступной информации о динамике эпидситуации по ВИЧ-инфекции на территориях субъектов РФ, сформировать общественный запрос на информацию и профилактику невозможно.
  6. Отсутствие объективной информации создает у населения иллюзию благополучия и не мотивирует к изменению поведения.
  7. Отсутствие объективной информации в условиях дефицита ее профессиональной интерпретации не создает мотивации к проведению оценки эффективности реализуемых профилактических мероприятий.
  8. Немногие информационные поводы (ВИЧ-даты) используются специализированными службами и медицинскими организациями для усиления информационной работы крайне недостаточно.
  9. Отдельные профилактические мероприятия (культурно-массовые, спортивные, образовательные) с небольшими группами участников не должны подменять собой информационную активность, направленную на все население.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *