Основой профилактики ВИЧ-инфекции является информирование населения. Информационная работа проводится по вопросам эпидемической ситуации, путям передачи ВИЧ, возможностям лечения ВИЧ-инфекции. В Российской Федерации информационная активность специализированных медицинских организаций (Центров СПИД) увеличивается дважды в году. Дни борьбы со СПИДом и Памяти умерших от ВИЧ-инфекции – поводы для информационной активности и взаимодействия со средствами массовой информации.
Как Центры СПИД работают с журналистами?
Медицинские работники, как правило, взаимодействуют с журналистами на брифингах или пресс-конференциях. Непременным атрибутом этого взаимодействия является пресс-релиз. Его готовят и предоставляют возможным участникам до проведения мероприятия (общая информация о событии, анонс) и во время мероприятия (полный вариант пресс-релиза с подробным анализом по обсуждаемой теме).
Изданиям, которые не захотели или не смогли принять участие в мероприятии, пресс-релиз направляют электронной почтой. Пресс-релиз о состоявшемся событии размещают на сайте или направляют ведомствам и организациям по электронной почте. Таким образом журналисты получают возможность тиражировать актуальную информацию и делать ее доступной для населения.
Специалисты информационно-аналитического Центра по профилактике социально значимых заболеваний провели анализ публикаций сайтов российских Центров СПИД. Работа проводилась в рамках совместного проекта с Кафедрой «Гигиена, общественное здоровье и здравоохранение» Пензенского государственного университета.
Анализ проводился по следующим параметрам:
- наличие анонса (пресс-релиза) на главной странице сайта;
- наполнение пресс-релиза актуальной информацией (показатели заболеваемости, пораженности, охват «Д»-наблюдением и АРВТ, информация о показателях передачи ВИЧ от матери ребенку и смертности);
- возможность оценить динамику ситуации по предоставленной информации.
Анализ полученных данных позволил установить:
Всемирные памятные даты в Российской Федерации в течение нескольких лет оказались в тени акций по тестированию населения. Хотя они и проводятся в рамках мероприятий в честь Всемирных дней борьбы со СПИДом и Памяти умерших от ВИЧ/СПИДа.
На главных страницах 23 сайтов из 86 (26,7%) были размещены анонсы Дня борьбы со СПИДом. На 26 сайтах (30%) были размещены анонсы акций по тестированию (вместе с анонсами и пресс-релизами Дня борьбы со СПИДом).
21 из 26 анонсов и пресс-релизов содержали скудную информацию по ситуации с ВИЧ-инфекцией на территориях регионов, без размещения минимального объема полезной для населения информации – 24,4% сайтов;
16 материалов из 26 содержали данные в абсолютных показателях или не подлежащие сравнительному анализу в динамике ни по региону, ни в сравнении с РФ (18,6%);
— лишь на главных страницах 5 сайтов размещена рубрика «Эпидситуация», что, в случае интереса у журналистов, может быть полезно для подготовки информационных материалов (5,8%);
— на 7 сайтах раздел об эпидситуации представлен очень достойно, но ее крайне тяжело найти (8,1%).
Выводы:
- В ходе анализа мы пришли к выводу, что самая плачевная ситуация с информационной работой складывается в Центрах СПИД, утративших свой статус самостоятельной медицинской организации.
- На наш взгляд, необходимое внимание информированию населения и работе со средствами массовой информации уделяют, и лучше остальных справляются с этой работой, Центры СПИД Сахалинской, Тамбовской и Ярославской областей.
- В России формируется неблагоприятная тенденция подмены разносторонней профилактической активности Центров СПИД акциями по тестированию населения на ВИЧ.
- При повышенном внимании, уделяемом тестированию, результаты акции не анализируются, данные об их эффективности не приводятся. К немногим исключениям относится Центр СПИД Ханты-Мансийского АО. Специалисты озвучили, что в результате обследования около 8000 человек положительный результат на ВИЧ был обнаружен у 51 жителя округа (0,6%).
- В условиях отсутствия доступной информации о динамике эпидситуации по ВИЧ-инфекции на территориях субъектов РФ, сформировать общественный запрос на информацию и профилактику невозможно.
- Отсутствие объективной информации создает у населения иллюзию благополучия и не мотивирует к изменению поведения.
- Отсутствие объективной информации в условиях дефицита ее профессиональной интерпретации не создает мотивации к проведению оценки эффективности реализуемых профилактических мероприятий.
- Немногие информационные поводы (ВИЧ-даты) используются специализированными службами и медицинскими организациями для усиления информационной работы крайне недостаточно.
- Отдельные профилактические мероприятия (культурно-массовые, спортивные, образовательные) с небольшими группами участников не должны подменять собой информационную активность, направленную на все население.