С огромным удовольствием смотрим с женой «Тайны госпожи Кирсановой». Отличный фильм, замечательная режиссура, кайфующие от игры актеры – просто удовольствие! А меня еще очень заинтересовали зарисовки о секс-бизнесе в царской России. Не секрет, что в стране, во многих ее регионах, происходит генерализация эпидемии ВИЧ-инфекции. Из «ключевых» групп (или групп риска) ВИЧ половым путем беспрепятственно выходит в общее население. Коммерческие секс-работники (КСР) – мостик для такого перехода. Можно ли сдержать эпидемию легализацией проституции? Итак, легализация проституции: что мешает?
Дореволюционной России – опыт криминализации проституции
Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к истории государства российского. Вот что удалось установить…
В русском законодательстве XVIII века сложилась система криминализации (прогибиционизма) – запрета проституции или «непотребства». За различные ее проявления воинскими артикулами Петра I (1716), Указом Анны Иоанновны (1736), Указом Елизаветы Петровны (1750), Указом Екатерины II (1756), Сенатским указом (1771) и Уставом благочиния (1782) устанавливались различные правовые санкции (от телесных наказаний до высылки).
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных от 1.05.1846г. в главу 4 были включены 8 статей об ответственности за различные проявления «непотребства» и 5 статей о наказаниях за разные формы сводничества.
Наказывалось «непотребство» как единичное явление (ст. 1281) и как ремесло (ст. 1282). При этом по закону отвечали не только женщины (ст.1287), но и потребители их услуг (ст.1286), а также содержатели гостиниц, ресторанов, других публичных заведений за «непотребство» в них (ст.1283).
азывались и лица, опекающие несовершеннолетних, за вовлечение тех в «непотребство» (ст.1285). Наказуемо было также сводничество родителей в отношении детей (ст.1296), мужей в отношении своих жен (ст.1287), лиц, осуществляющих надзор за несовершеннолетними, в отношении своих подопечных (ст.1298), иное сводничество (ст.1299), а также сводничество как ремесло (ст.1300).
Факт — в России привлекались к ответственности клиенты проституток. В стране уже полтора столетия тому назад испытали модель госрегулирования секс-бизнеса, которая применяется в современной Швеции.
От «желтого билета» до «бланка», от домов терпимости – до домов свиданий
Одновременно с уголовно-правовым регулированием секс-бизнеса в 40-х годах в России начала формироваться административная система регулирования проституции.
В 1843 году в С.-Петербурге образовали Врачебно-полицейский комитет для осуществления врачебно-полицейского надзора за женщинами, занимающимися проституцией, а в 1844г. приняли правила поведения для публичных женщин и содержательниц борделей. Женщины должны были вставать под врачебно-полицейский надзор, вместо паспорта они получали желтый билет.
Первоначальное стремление властей заключалось в том, чтобы сконцентрировать всех проституток в домах терпимости. Однако число женщин, занимающихся проституцией самостоятельно, не только не уменьшалось, но постоянно росло.
В 1852 году Министерство внутренних дел создало специальную комиссию по надзору за бродяжничающими женщинами. Неподнадзорным проституткам выдавали «бланк», а самих женщин называли «бланковыми».
В 1861г. в табель о проституции внесли дополнения, регламентирующие использование наряду с домами терпимости так называемые дома свиданий и квартиры, а также поведение одиночных проституток. Система врачебно-полицейского надзора сложилась полностью.
Так что доктор Штиль из сериала «Тайны госпожи Кирсановой» — один из элементов этой системы, хорошо известный в салоне мадам Лу-Лу.
Торжество здравого смысла: от криминализации к легализации
Парадокс заключался в том, что административная регламентация находилась в прямом противоречии с Уложением о наказаниях 1845г.
В связи с этим последовали обращения министра внутренних дел к Николаю I с ходатайствами в отношении поднадзорных проституток. С 1848 года их стали освобождать от наказания за «непотребство», если они не виноваты в каком-либо другом преступлении. Когда низшие инстанции присуждали женщин за «непотребство» к определенному наказанию, то губернатор не утверждал этих приговоров и ходатайствовал перед министром внутренних дел об освобождении осужденных от наказания. Министр всегда удовлетворял такие ходатайства.
В 1863 году упразднили все статьи об ответственности за «непотребство», а также статьи за сводничество. Остались только статьи за сводничество родителей в отношении детей (ст.998), мужей в отношении жен (ст.999), и лиц осуществляющих надзор за несовершеннолетними, за сводничество в отношении последних (ст.1000) и за вовлечение их в «непотребство» (ст.995).
В 1864 году устав о наказаниях дополнили статьей 44, устанавливающей ответственность за неисполнение распоряжений, относящихся к предупреждению «непотребства» и пресечению его вредных последствий в виде ареста на срок не свыше одного месяца или штрафа не более ста рублей.
ВАЖНО! К середине 60-х годов Россия практически полностью перешла от политики криминализации к политике легализации проституции.
Царская Россия была частью международной системы и участвовала в международном сотрудничестве. За это приходилось платить: в начале XX века, после сорокалетнего перерыва, в Уголовное уложение вернули статьи за основные проявления сводничества.
Это стало следствием участия России в борьбе с торговлей женщинами (Лондонский международный конгресс 1899 г. и Парижская конференция 1902г.). Количество осужденных за сводничество в России в 1910г. составило 22 человека, 1911 – 79, 1912 – 89, 1913 – 136. Не богато.
В то же время за неисполнение правил врачебно-полицейского надзора только в 1908 году к ответственности привлекли 2671 неподнадзорных проституирующих женщин.
От легализации к декриминализации.
В 1909г. из 960 городов России только в 200 учредили специальные органы надзора и в 258 обязанности по надзору выполнялись чинами полиции. В 51 городе из 200, где существовали специальные органы надзора, не было зарегистрировано ни одной проститутки. Специалисты-современники трактовали эти данные как полное отсутствие работы соответствующих органов надзора за проституцией.
В последней четверти прошлого века в России дискутировали о новой модели официального контроля за проституцией – аболиционизме (декриминализации). Российские медики и юристы разделились на два лагеря. В зависимости от близости практической деятельности к негативным последствиям проституции.
Государственное регулирование секс-бизнеса в советской России.
В 20-30 годы XX века систему регламентации проституции в процессе военно-революционных событий разрушили и признали порочной. Однако проституция осталась, равно как и сопутствующие ей негативные явления.
В конце 1919 года при Наркомате социального обеспечения была создана Межведомственная комиссия по борьбе с проституцией. Предполагалось победить проституцию сокращением безработицы и безнадзорности. Само занятие проституцией тогда не являлось ни преступлением, ни правонарушением.
УК РСФСР 1922 года содержал всего 2 статьи: ст.170 – за принуждение из корыстных или иных личных видов к занятию проституцией, совершенное посредством физического или психического воздействия» и ст.171 за «сводничество, содержание притонов разврата, а также вербовку женщин для проституции» (срок лишения свободы по обеим – не ниже 3 лет). В УК РСФСР 1926 года эти 2 статьи были объединены в одну (ст.155) со сроком лишения свободы до 5 лет.
Концепция социального контроля за проституцией и реальная практика претерпели на протяжении 20-30-х годов существенные изменения. В 20-е годы господствовали представления о том, что проституция в социалистической России является пережитком капитализма и поддерживается наличием массовой безработицы, с преодолением которой она исчезнет. Система мер социального контроля за проституцией опиралась на социальную реабилитацию женщин. В качестве основных мер реабилитации рассматривали привлечение к труду и повышение образовательного уровня. В ход пошли репрессивные борьбы со сводничеством и иными формами организованной сексуальной коммерции.
А не закрутить ли нам гайки?
В 30-е годы по мере того, как безработица уменьшалась, а проституция нет, господствующие представления и практику социального контроля стали менять.
На первое место выходит репрессивный компонент системы социального контроля за проституцией. Причём не только в отношении организованных ее форм, но и в отношении самих проституток.
Параллельно происходило сворачивание системы социальной реабилитации и помощи женщинам, вовлеченным в сексуальную коммерцию. Главную роль в этом процессе стали играть уже не органы социального обеспечения, а органы НКВД.
СССР: от социального контроля и реабилитации — к репрессиям.
В УК РСФСР, принятом в 1960г., статьей 226 была определена ответственность за 3 преступления. Среди них содержание притонов разврата, для потребления наркотиков и игорных притонов. Существовала статья 210 УК РФ за вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией.
Валютные проститутки могли привлекаться к ответственности за нарушение правил валютных операций (ст.88).
Постановлениями Совмина от 1956, 1966 и 1969г.г. в ряде городов милиция получила право выселять из городов женщин, занимающихся проституцией.
Постановление «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» (1961). За занятие проституцией было предусмотрено наказание в виде выселения с обязательным привлечением к труду на срок от 2 до 5 лет. К высылке — конфискация имущества, нажитого нетрудовым путем. Эта мера считалась мерой административного воздействия и применялась судами РСФСР на протяжении десяти лет.
А что теперь? Куда качнется маятник? Может быть пора вспомнить модель велосипеда изобретенного нашими предками давным-давно? И вновь последовать примеру прогрессивного человечества и опыту мирового сообщества? Хотя бы для противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции.
Наверное, пора быть «чутше, а на вопросы смотреть ширше!»
А еще неплохо бы быть и гибше))! Как, например, в Германии. И дать зелёный свет программам профилактики ВИЧ-инфекции в «ключевых» группах населения.