Велотерренкур: сохранить природу Кавминвод

Мы с женой уже полгода как жители Железноводска. В общественную жизнь пока не погружены, но происходящим интересуемся живо. Особенно сохранением природы Кавминвод, которой, по мнению экологов, угрожает сейчас проект строительства велотерренкура.

Тем более, что край нам не чужой: приехали мы в дом моего деда, что в Иноземцево, в котором прошло мое каникулярное детство.

А жена работала в Благодарном и Ставрополе. Мы оба – специалисты санитарно-эпидемиологической службы, эпидемиологи, хотя в последние четверть века профессионально занимались ВИЧ-инфекцией. Для темы этой статьи отмеченное имеет значение.

Велотерренкур – впереди планеты всей

Сама идея соединить велотрассой города Кавминвод выглядит заманчиво и привлекательно: здоровый образ жизни нынче в моде.

Внимательно посмотрел репортаж ТВ о проведенных в администрации Железноводска общественных слушаниях, хотя общественное обсуждение ТАК не устраивается. Или устраивается – когда общественное мнение ничего не значит, а вопрос уже решен, средства выделены. Когда дело за малым – за формальным согласием граждан.

Полагаю, что это очень недальновидно – пренебрегать общественным мнением или имитировать его. В выступлении главы города лейтмотивом звучало: «такого еще никто не предлагал». Похвальные здоровые амбиции. Лишь бы только и облажаться не случилось точно также – впервые и громко.

Мне, уточню, идея тоже нравится. Очень хочется верить, что все уже хорошо обдумано, а что не обдумано, внимательно рассмотрит созданный общественный совет. В него, конечно же, должны войти экологи.

Не навредить экологии?

Слово экологов должно иметь решающее значение. Нельзя нанести вред заказникам и Кавминводам – очень непростая здесь ситуация.

Возможно, не будет нанесен вред природе строительными работами? Ведь придется вырубить лес в заказниках – ширина трассы вовсе нешуточная – восемь метров! .

Куда ощутимее может оказаться вред, нанесенный людьми. «Отдыхающими», привыкшими потреблять, ничего не давая взамен. Офисном планктоном (оседлав велосипед, офисные труженики чувствуют себя туристами) и полоумным «мажорам» на спортивных автомобилях.

Наблюдения и размышления

Туристы

Бештау

Мы с женой люди подвижные: любим лес, любим горы. Животных тоже любим. Наши прогулки (включая походы по Бештаугорской окружной дороге и восхождение на вершину Бештау) и поездки позволяют сделать выводы:

  • человек гадит там, куда может легко и без хлопот добраться: есть дорога и возможность добраться на машине или пешком на «пикник» – есть мусор;
  • в труднодоступных местах мусора и вандализма нет – попробуйте подняться на Бештау, а затем обойти вокруг Комсомольской поляны – почувствуйте разницу;
  • настоящие туристы, осваивающие труднодоступные места – другие люди (отличные от других), даже по характеру. Они доброжелательны друг к другу и к природе. От них на велотерренкуре вреда не будет.
  • Однако хам на велосипеде – одно и то же, что и хам на дорогой машине.

Велосипед – техническое средство повышенной опасности

Хотелось бы, чтобы чиновники хоть иногда признавали допущенные ошибки (или недоработки). Велосипед – это модно. Велосипед в парках, где гуляют люди, но нет велодорожек – это опасно.

Знаем об этом не понаслышке: у жены две двоюродные сестры погибли в Ставрополе в результате наезда велосипедистов.

Велосипед - техническое средство повышенной опасности

А открытие парка «Комсомольская поляна» создало проблему интенсивного движения в окружении большого количества детей (их поведение не всегда, и не каждый водитель может предугадать – такие особенности психологии ребенка). Плюс еще электросамокаты, просто самокаты и гироскутеры. 

А еще открытие парка и хорошие дороги сделали обычными вечерние и ночные гонки на автомобилях.

стритрейтерство - это опасно

Что мешает дорожной службе положить «полицейских» на ближайших к парку отрезках улиц (Советской, 60 лет Октября и Октябрьского переулка)? Все очень просто: мешает, полагаю, пофигизм властей. Это до ближайшего несчастного случая, когда быстро найдут крайнего дурака и благополучно его посадят.

При чем тут велотерренкур?

Да при том, что от желающих «погонять» по велотрассам на мотоциклах и машинах не будет отбоя. Никакие шлагбаумы не удержат: ровно так жаждущие культурно отдохнуть граждане сносили ограждения и спиливали столбы – лишь бы «оздоровиться» в удобное для них время.

Выводы простые:

  • на велотерренкуре не место для мамочек с колясками и праздно прогуливающимися (или придется устраивать тротуары);
  • необходимо обеспечить недоступность терренкура для автотранспорта, въезд – исключительно по пропускам;
  • обеспечить невозможность «съезда» с маршрута и устройства велотуристами «пикников» в заказниках;
  • места «культурного отдыха» (шашлычные, кафе) – исключительно вне заказников, на специальных площадках.

Не превратить заказник в свинарник

Вы верите, что это возможно? Я – не очень. Еще больше не верю в поголовную сознательность граждан: одна свинья из 100 нормальных людей способны из территории сделать свинарник.

Почти такой же, который устроен на территории «Комсомольской поляны» по соседству с парком, в импровизированном «контактом зоопарке». А ведь когда-то здесь гуляли не церковные свиньи и козлы, а дети.

Без экологической полиции здесь не обойтись, силами Роспотребнадзора не справиться. На организацию работы и контроль есть средства?

Считаем деньги.

Свои деньги считаем, народные, из налоговых отчислений граждан. Вопрос очень простой: существует острая необходимость в строительстве велотерренкура? Без него Кавминводы погибнут? Может, лучше эти немалые средства в данной ситуации направить на что-то более актуальное?

На стимулирование медицинских работников «первичного звена»? Тех, кто сейчас работает с больными и не только с больными COVID-19? На строительство детских площадок и замену убогих пластиковых сооружений в парке «Комсомольская поляна» на более добротные, как в Железноводске?

Вообще в кризис следует считать деньги. Не секрет, что существуют вопросы об экономической целесообразности разных «Потоков»: северных и южных. Трубы в землю закопали, утопили, распилили «народное достояние» — а газ может оказаться никому не нужен? Что в этой связи с терренкуром?

Закапываем деньги в землю?

Велотерренкур – это коммерческий проект? Для кого? Для тех, кто будет обеспечивать его плиткой и бордюрами? Или нет? Предъявите тогда людям бизнес-план, поместите его в открытом доступе в сеть, послушайте мнение независимых экспертов!

Если это не коммерческий проект, то за счет каких средств его планируется содержать и поддерживать? Ведь деньги «от Мишустина» распилить – большого ума не надо. А потом? Как планируется проект финансировать? За счет средств курортного сбора? Из какой статьи бюджета? Он, возможно, уже лопается и трещит по швам от денег?

В общем, не только в экологии дело. Слава богу, нет в заказниках (насколько я знаю) и природных очагов обычных для страны опасных заболеваний… Правда, мыши летучие, все-таки летают… Чем черт не шутит, когда люди вмешиваются в природный баланс.

И опять – местное самоуправление

Меня больше напрягает, когда народные деньги распределяются одним человеком или группой заинтересованных лиц по предварительному сговору. Их, возможно, даже посадят (это – обычное явление), но вот «задний ход» отработать будет трудно. Также трудно, как капитанам «Адмирала Нахимова» и «Петра Васёва».

Ответственность за принятие решений, должны нести депутаты местного самоуправления. Хорошо бы, когда они пользуются доверием народа и народом выбираются, а не проходят в органы законодательной власти по партийным спискам.

Да, и, конечно, решения должны приниматься после серьезного всестороннего обсуждения, в открытом процессе, а не группой специально приглашенных подконтрольных людей. Понимающих только то, что дешевые проекты никому не нужны.

Автор статьи: Олейник Сергей Викторович, врач-эпидемиолог, организатор здравоохранения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *